Переход на главную страницу Кликните здесь чтобы внести этот сайт в Избранное
События в жизни Театра-студии
СМИ
Наши преподаватели
Чему мы учим...
Расписание наших занятий
Контакты
Фотогалерея
Наша гостевая книга

 






point.gif



 

 

ПРЕССА 2008

31.12.2008
Автор выпуска: Екатерина Васенина
НО ЧТОБЫ СТОЯТЬ, Я ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬСЯ КОРНЕЙ
Современный танец и фольклор встретились на перекрестке и поздоровались

специально для www.dance-net.ru

         Уже дважды в рамках фестиваля "Четыре элемента" была показана программа современного танца. В 2007 году показы прошли в Центре имени Мейерхольда, в 2008 - на сцене театра Луны. В 2009 году генеральный директор международного фестиваля "Четыре элемента" (музыка, кино, театр, традиция), художественный руководитель Центра традиционной культуры "Согласие" Анжела Голубева собирается провести масштабный фестиваль современного танца. Многие заявленные коллективы выступят в Москве впервые. А коллектив-победитель, как обычно, получит гран-при - поездку на весенний фестиваль искусств во французский Авиньон. В 2009 году фестиваль пройдет в девятый раз. О причинах интереса к современному танцу специалистов по фольклору рассказывает директор фестиваля Анжела Голубева.
         ...
         Чем вам интересен российский современный танец сегодня? Какие тенденции Вы считаете обнадеживающими, а какие выморочными?
         Прежде всего, тем, что большинство коллективов современного танца очень стильно, часто неожиданно работают с этническим материалом. А значит, наши зрители будут иметь возможность видеть оригинальные и высокопрофессиональные спектакли.
        В ком вы обнаружили истинный, не сиюминутный интерес к песенному и танцевальному фольклору, сопряженный с оригинальным и актуальным хореографическим языком?
         Настоящим откровением стал для меня новый спектакль Сергея Смирнова "Глиняный ветер". С удовольствием посмотрела его второй раз в Екатеринбурге. Это интересный эксперимент с традиционным, замечу, языческим музыкальным фольклором. Нам крайне редко представляют подобные музыкальные образцы традиционной культуры в театральных залах, и, потому, неподготовленным зрителям, возможно, эти песни непросто будет слушать. Я благодарна балетмейстеру за талантливую работу со столь редким материалом.
         Очень самобытно и тонко работают с музыкальным этническим материалом хореографы Театра-студии современной хореографии п/р Ирины Афониной. И, что особенно ценно, они ставят миниатюры в детской студии, прививая как юным танцорам, так и зрителям вкус к высоким образцам этнической музыки. А миниатюра "Апноэ сна" (постановка Р. Андрейкина), созданная исключительно на ритуально-мифологической основе, а потому и малопонятная критикам и специалистам по современному танцу, не знакомым с традиционной культурой и ее символикой, получил высочайшую оценку нашего Жюри на последнем фестивале. "Это просто маленький шедевр" – резюме как наших специалистов по пластике, танцу и режиссуре, так и фольклористов.
         Можно ли надеяться на регулярность танцевальной программы в рамках "4 элементов"?
         Скажу Вам больше. Надеюсь, что уже с 2010 года, на постсоветском пространстве это будет самый представительный фестиваль по количеству участников в ежегодной номинации "Современный танец. Пластическая драма. Движение". the end
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

02.12.2008 г.
Автор: Виктория ПОПОВА
Белорусское время
Интернет-газета Посольства Республики Беларусь в РФ
Блеск и нищета танцевальных иллюзий.

В Витебске завершился фестиваль современной хореографии.

         На динамичном пятидневном форуме была представлена крепкая гостевая программа: зрители увидели танцевальные труппы из Германии, Швеции, Украины, России. В конкурсной программе за Гран-при и денежную премию - 3 тысячи долларов - сражались 20 коллективов из 10 стран. Артисты представили 9 одноактных балетов и 19 хореографических миниатюр. В этом году конкурсанты, как сговорившись, исследовали такие непростые функции человеческого организма, как сон, иллюзии, а также навязчивые состояния - бред, наваждение.
         На сцене часто приходилось видеть докторов в белых халатиках, психически нездоровых "пациентов" - возможно, високосный год на хореографические рефлексии повлиял не самым лучшим образом? Названия спектаклей говорили сами за себя. Скажем, Театр-студия современной хореографии из Москвы предложил балет "Апноэ сна", что члены экспертного совета фестиваля справедливо посчитали уж "маслом масляным".
         ...
         Уже упомянутый спектакль "Апноэ сна" хореографа Романа Андрейкина можно назвать точной и объемной иллюстрацией к суицидальной пьесе Сары Кейн "Психоз. 4.28". Беснующиеся девушки в белых одеждах, вымазывающие волосы белой пеной для бритья, отчего в зрительный зал ощутимо пахнуло морским бризом, рваная ткань рисунка танца, истерия характеров, математически выстроенный хаос, граничащий с тем, что на уроках физкультуры до прихода преподавателя мы называли "разминкой"... Танцовщицы в этом спектакле, как рассыпавшиеся бусы. Видимо, хореограф Андрейкин и не ставил перед собой цель собрать серьезное художественное произведение, он, скорее, полушутя нам говорит о стихийности женской материи, не терпящей никакого коллективистского начала. Его объединенные в ансамбль танцовщицы в ночных рубашках навыпуск больше напоминали кур в потревоженном курятнике, нежели ночные привидения. Зачем люди ставят такие спектакли, мне не всегда понятно.
         ...
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

27.10.2008 г.
Культурный провайдер Чувашии
В Чебоксарах прошел Первый всероссийский фестиваль театров танца
"Свободное пространство"

         Минувшие дни стали насыщенными и творчески интересными для чебоксарцев на события в мире танца. Первый всероссийский фестиваль театров танца "Свободное пространство", лучший инновационный проект в сфере культуры и искусства 2008 года, вызвал широкий интерес, горячие споры среди зрителей, стал площадкой передачи опыта и обучения для хореографов и учеников танцевальных студий. Ежедневно, с 24 по 26 октября, в ДК имени П. Хузангая проходили лучшие и премьерные спектакли театров танца Театра-студии современной хореографии (г.Москва), Театра танца "Дорога из города" (г.Казань), Театра танца Эльвиры Первовой "SCREAM" (г.Самара), Камерного балета Москвы "ПРОЕКТ ПLAN", Камерного балета "Пантера" (г.Казань), Танцевального проекта "Миграция" (г.Киров), Екатерины Жариновой и Ольги Севостьяновой (г.Екатеринбург). В ДК Тракторостроителей в субботу и воскресенье  известные российские педагоги и хореографы провели мастер-классы по различным техникам современного танца: джаз-модерн, conteperary dance, силовая йога, релиз и стрейчинг, контактная импровизация, партерная техника, пилатес и др.
        
Стремление показать новое, представить современный танец в самых разных его проявлениях - цель проекта действительно была достигнута. Фестиваль современной хореографии прошел, а свободное пространство для размышлений осталось
         1 день

        "Путешествие против ветра" (Театр-студия современной хореографии, г. Москва), лауреат премии им. Евгения Панфилова XIX Международного фестиваля современной хореографии в Витебске 2006 года

         Из дневника:
         Сегодня ходила на фестиваль театров танца. Первый спектакль - "Путешествие против ветра". Густой, метафорический даже не обязательно ложиться на рельсы, лишь бы сердце держать открытым... Ничего не понимаю. Как будто в лоб ударили.  Крупно вязаный, петли распускаются, опутывают мозг. Судьба плетет нити, кому выпадет, кому нет. Лепесточки хризантемы с верхней полки поезда на голову. Любит - не любит Дайте мне!!! МНЕ! Счастье дайте! Возьмите! А как? А что делать?  Потом эти подламывающиеся каблуки, обнаженное тело. Оставил одну, дальше извергается потоком сознания Девочка вдруг преобразилась, стала красивой, а снег сверху падает-падает
         Интервью с Николаем Подошва
(Театр-студия современной хореографии, г. Москва) :
        
Что такое современная хореография? Полет Тебя никто не зажимает ни в какие рамки, как в классическом народном танце, и ты можешь спокойно идти туда, куда тебя душа направляет. Ты можешь определить себя и выразиться. Поэтому, мне кажется, люди туда идут.  Я понимаю, что я могу здесь больше выразиться, чем в шоу-бизнесе, где люди просто зарабатывают деньги.
         Современный танец это больше театр. Не просто выйти, поплясать, а сделать театральную, если хотите, жизненную вещь. В этом направлении сейчас и движемся. И это нужно продвигать, иначе так  и будем топтаться на месте.
         В России очень мало, очень мало фестивалей. Мне кажется, что чем больше их будет, тем, конечно же, лучше. Смотрите, сколько людей приходят на мастер-класс. Значит им это нужно, просто у них этого нет Я думаю, даже если несколько раз в год будете проводить такие фестивали, успех будет такой же. Мы ездим в крупные города, Брянск, Красноярск Но и здесь полный зал, говорят, приезжайте еще через месяц! Для меня это важно.
         Нашему театру 14 лет, в следующем году у нас 15 лет. Начинается он с детского театра, обучения детей. А профессиональные постановки мы начали делать где-то 5 лет назад. Просто собираются люди, которым это интересно, они репетируют, выезжают.
         "Путешествие против ветра" - это  самая долго идущая наша постановка. Спектакль - про отношения людей, про то, что нам близко и нужно, и что мы чаще всего просто не замечаем. Принц не обязательно там,  вдалеке. Он ходит с тобой рядом, просто он не показывает то, что ты ему нужна
         Любое мнение по поводу спектакля оправдано. Современное искусство к тому и стремится, чтобы было много смыслов, много вариантов финала. Нет определенной заложенной единственно правильной идеи, смысла. Идея рождается в сотворчестве.
         ...
         Спектакль "Путешествие против ветра" стал самым обсуждаемым спектаклем фестиваля.
- Совсем не понравился.
- Не тронул.
- Нельзя такие вещи неподготовленным смотреть.
- Сильная вещь.
- Я ничего не поняла
         Из дневника:
         Чтобы сложилось полное впечатление, нужно пройти фестиваль от начала до конца
         То, что хореографы никому не сказали словами, они сумели выразить в тонком переплетении музыки и танца. Полные неведомых смыслов, аллюзий и метафор истории, затейливые мизансцены вокруг символических предметов, особо подсвеченные, чувственной лепки тела танцовщиков. И немного иронии, этого спасательного круга современного интеллектуала в противостоянии расхожим клише и банальностям.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

04 октября 2008 г.
Марианна Сорвина, искусствовед
Фестивальная колонка сайта Кино-Театр.РУ
Дневник фестиваля: "Четыре элемента" на сцене театра Луны

         Фестиваль "Четыре элемента" существует не первый год. Его кредо - соединение четырех элементов сценического действия: музыки, кино, театра, традиции. Театральный смотр "Четыре элемента" стартовал в помещении Театра Луны как всегда в начале октября и объединял спектакли под общим девизом "Этника".
        
         Что день грядущий нам готовит?  А приготовил он нам тартинки: это такие маленькие бутерброды с разным содержимым. 
        
         В миниатюре Романа Андрейкина "Апноэ сна" выступала группа девочек-подростков, которые танцевали в белых рубашках с тазами в руках. Они размахивали волосами, окунали их в тазы, мылили волосы, катались по полу, тяжело дышали, иногда затевали драку. Это сначала вызвало у автора этих строк не совсем уместную ассоциацию с одной из первых сцен романа Э. Золя "Западня". Там действие происходило в прачечной, и сначала с дотошностью натурализма сообщалось, сколько стоит тазик и мыло, а потом прачки дрались между собой из-за шаек и лавок. Эту мысль я отринула как совершенно нелепую. Тем более что появилась другая. Место, где находились девушки с тазиками, очень напоминало психлечебницу или воспитательный дом. В связи с этим вспомнились и "Пролетая над гнездом кукушки" (где был мужской вариант) и "Девушка, которую прервали" с лауреаткой "Оскара" Анджелиной Джоли (женский вариант Николсона в "Кукушке"). Ближе к концу миниатюры еще один момент укрепил автора в этих ассоциациях. Одна из девушек бессильно падала, ее укладывали на медицинскую каталку и пеленали с ног до головы, как труп. Это было и смирительной рубашкой и саваном одновременно, то есть наказанием за неповиновение.
         На этом ассоциации иссякли, и мы перешли к просмотру последней миниатюры. Это снова был молодежный коллектив - Театр-студия современной хореографии под руководством И. Афониной. Назывался спектакль "Радуга в твоих глазах", но кроме периодически звучавшего шума дождя ничто об этой радуге не напоминало. Несмотря на упорные стремления режиссера разъяснить все сценки и разжевать все ситуации, осталось все же непонятно, что здесь происходит и зачем. Строгая девушка в роговых очках, сидя в углу сцены, читала книгу о том, что происходило в это время на сцене. А на сцене три старомодные дамы, напоминающие камерный оркестр арфисток, надоедливо приставали к мужчине, который пытался от них вырваться и не мог. Множество маленьких детей танцевали и катались на самокатах, и зрители умилялись. Потом несколько девушек бродили по сцене с книгами и заучивали текст наизусть, шепотом повторяя слова. И тут я уже совершенно не берусь громоздить версии, находки и догадки…
         Последний день фестиваля подарил своим зрителям… пантомиму "Путешествие против ветра" режиссера Л. Александровой в Театре-студии современной хореографии под руководством И. Афониной.
        
         Пантомима "Путешествие против ветра" переносит нас на далекий север, в один из тех медвежьих углов, где даже поезда проходят нечасто. Несколько местных жителей, мужчин и женщин, маются от одиночества и тоски. Их танцы грубы и лишены душевного тепла. Выделяется одна из героинь - совершенно очевидный в психологии "образ жертвы". Она нарочито нелепа, угловата и притягивает противоположный пол желанием над ней поиздеваться. Вторая героиня столь холодна, что, напротив, не вызывает эмоций, и ее просто игнорируют. Среди них и в то же время совершенно отдельно ходит некое маленькое укутанное с ног до головы создание с огромным рюкзаком за плечами. Поскольку для меня эта тема в некотором роде личная, рискну предположить, что это создание - исследователь из больших городов, приехавший сюда, чтобы как-то помочь аборигенам обрести душевность и не вымереть. Маленькая посланница грустно бродит среди потерявших себя взрослых, вглядывается в их лица, пытается вступить в контакт, а они либо вовсе ее не видят, либо равнодушно подхватывают за лямки рюкзака, и она жалобно повисает в воздухе. В финале она раздает каждой женщине по хризантеме, ждет, когда они оборвут лепестки, подбирает их совочком и высыпает на мужчин, как своего рода звездный дождь. Сцена с хризантемами метафорична - она об умении, оставаясь в стороне, навести мосты между людьми, вывести их из отчаянья.
         Думается, что именно в последний день, когда совещание жюри уже состоялось, а показанные спектакли не входили в программу конкурса, состоялось это самое наведение мостов между людьми, тематически отвечавшее программе "Этника". 
        
        
Финал фестиваля, организованного Анжелой Голубевой, руководителем Центра "Согласие", показал цельность этой идеи, ее точно продуманную композицию. Неясность сменилась пониманием и благодарностью авторам за такой нужный и интересный проект, собирающий талантливых людей из разных городов. Сейчас, как никогда раньше, гуманистическая идея творческого общения людей разных культур приобретает первостепенную значимость.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------


Роман Володченков
Литературная газета
Выпуск №35 (6187)(2008-09-03)
"Рампа Москвы" в стиле модерн.

         "Рампа Москвы", пожалуй, - единственный столичный фестиваль, с завидным постоянством (раз в два года в начале июня) предлагающий зрителям убедиться в том, что пульс современного танца в мире по-прежнему бьётся учащённо и полнокровно.

         Это по-настоящему демократичный форум, открытый абсолютно для всех профессионалов, работающих в области современной хореографии и танц-театра. Он доступен также и любому зрителю, являясь одновременно своеобразной театральной мастерской, придя в которую специалисты или любители хореографии могут найти для себя что-то новое и интересное.
         Открыл фестиваль по традиции детский "Театр-студия современной хореографии" под руководством Ирины Афониной танц-спектаклем "А вы любите мечтать?". Юные артисты продемонстрировали свободное и раскованное владение современной пластикой. Но исполняемые ими отдельные зарисовки сделаны были скорее "под взрослых", исполняли их скорее "для самовыражения", чем для зрителей.
         В тот же вечер был дан танцевальный опус начинающего российского хореографа Романа Андрейкина, звезды труппы "Балет "Москва". Действо под названием "Апноэ сна" оказалось оригинальным по идее и предельно сконцентрированным по форме. А вот сыгранный тут же за ним спектакль Ларисы Александровой "Свадебка" по мотивам знаменитого произведения Игоря Стравинского, выглядел несколько бледно. И хотя артисты труппы современного танца театра "Балет "Москва" работали самозабвенно и с полной самоотдачей, идеи постановщика спектакля не вдохновили зрителей на ответное чувство.
          ...
         VII фестиваль "Рампа Москвы" завершился, сумев за шесть дней танцевального форума открыть публике по-настоящему интересные и неординарные спектакли. А значит, задачи устроителей и организаторов столь амбициозного творческого проекта воплотились в жизнь.
 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анна Чернецова
Версия журнала "БАЛЕТ" для детей
"СТУДИЯ АНТРЕ",
№ 3 ( 38 ) 2008, стр. 26-27.
Маленький философ!

         Этой весной на сцене Детского музыкального театра имени Н.И. Сац состоялось первое вручение приза "Мечта" журнала "Студия Антре" выдающимся детским коллективам и юным солистам. Торжественная церемония была украшена выступлениями разнообразных ансамблей и танцевальных коллективов и превратилась в яркий, радостный и запоминающийся Праздник детства.

         Ксения Ильина, рассказывает художественный руководитель Театра-студии современной хореографии Ирина Афонина, пришла в нашу студию в 2003 году. Приехала из Саратова. Маленькая, пропорционально сложенная, имеющая небольшую хореографическую подготовку - она сразу обратила на себя внимание. Старательная, молчаливая и очень упрямо добивающаяся результата девочка. Редкий дар "чистого танца", танцует без "грязи", без шероховатости, что вообще не свойственно детскому танцу и пластике... Ксюша сразу же влилась в репертуар студии. Педагоги заговорили о ней как о "звездочке". В нашей студии не принято кого-то выделять - дети ведь очень чувствуют, ревнуют и обижаются, когда кому-то больше уделяют внимания. Но, естественно, в постановки Ксению стали брать все хореографы. Работать с ней одно удовольствие: обычно дети не запоминают свои ошибки и приходится изо дня в день повторять одно и то же замечание. Ксения же точно запомнит свои недочеты, и можно не беспокоиться - она точно не повторит свою ошибку.
         Еще одна черта нашей Ксюши - скрытность, нежелание выпячиваться, внутренняя сдержанность. Как-то мы готовились к очередному концерту, репетировали вечером, после основных уроков, Ксюша была занята в номере Даши Бузовкиной "Время перевести стрелки". Номер сложный, насыщен множеством поддержек, техника для детей новая, а для Ксюши - особая роль: "девочка-время", возвращающая людей в прошлое и с легкостью перемещающая их в будущее. И вот в какой-то момент репетиции Ксюше стало плохо - побледнела, присела на корточки, молчит как всегда. Остановили репетицию, стали её поить чаем, помогли снять купальник. И вижу - у нее шрам от горла до живота! Что это? Откуда? Ксения только тогда и рассказала нам историю шрама. Оказывается, в детстве у нее был серьезный порок сердца, и врачи в Саратове решились на уникальную операцию, во время которой наша Ксюша лежала без сердца, над которым колдовали доктора... Ну, казалось бы, какие тут танцы, надо только потихоньку ходить... А Ксения танцует, и еще как! Она растет, и вместе с ней растет её профессиональный уровень. Именно профессиональный, потому что её танец можно с чистым сердцем назвать профессией! Сейчас мы не знаем, кем в будущем станет наша замечательная ученица, но если она захочет выбрать танец своей профессией, станет танцовщицей, педагогом или балетмейстером - она будет качественно и грамотно исполнять свои обязанности.
         Два года назад в нашей студии образовалась небольшая труппа уже взрослых танцовщиков, куда входят и наши бывшие ученицы. Хореограф Лариса Александрова задумала поставить взрослый спектакль "Путешествие против ветра", и тут не обошлось без нашей звездочки, Ксюши. Ей Лариса выделила главную роль - связующее звено между всеми участниками. "Девочка-любовь", которая непонятно одета в валенки и длинное пальтишко, чудную шапку, которая скрывает её лицо. И только в конце, когда она снимает свои одежки, зритель видит, что это девочка, нежная и трепетная, настоящая Любовь, которую почему-то никто не замечает, ведь всегда нам кажется, что настоящая любовь где-то далеко и её надо искать и завоевывать, а она-то тут, совсем близко, осталось только протянуть руки и дотронуться до нее. Когда Ксюша танцует свой финальный танец под музыку Моцарта - у меня текут слезы, я вижу ее глаза, понимаю, что этот человек - настоящий артист. Она не играет, она живет в этой роли, она искренна в своей детской удивленности: "И почему вы меня не замечаете, чудные вы, взрослые..."
         Несмотря на свой юный возраст, у Ксюши есть несколько наград, честно ею заслуженных: Лауреат специальной премии жюри "За лучший дебют" IX фестиваля современного танца "Лиса 2006" (г. Саранск, 2006 г.), обладательница специально приза "Серебряная Болгария" Дирекции VII Международного фестиваля творческих коллективов "Друзья Болгарии" (Албена, 2006 г.), Лауреат первой степени VIII Международного фестиваля "Друзья Болгарии" (Албена,  2007 г.), Лауреат в номинации "Яркая актерская работа" VI Международного фестиваля "Четыре элемента" (г. Москва, 2007 г.), а теперь вот - Лауреат приза "Мечта" журнала "Студия Антре".
         Самая главная мечта Ксюши - стать настоящим хореографом и создавать свои постановки, сценарии к которым будут тоже свои. Помимо танцев Ксюша пишет рассказы для своего маленького брата и ставит балеты, которые смотрят мама и папа. Надеюсь, мы тоже их когда-нибудь увидим.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

23.05.2008 г.
Автор выпуска: Екатерина Васенина
Веселая тусовка
специально для www.dance-net.ru

"ОбщеЖитие" - "взрослая" премьера Театра-студии современной хореографии Ирины Афониной.

         В Театре-студии современной хореографии под руководством Ирины Афониной бывают детские (например, удачный спектакль прошлого сезона "А вы любите мечтать?") и взрослые спектакли, которые ставят преподаватели и танцовщики Театра-студии.
         Екатерина Кислова, как и постановщица предыдущих взрослых спектаклей Театра-студии Лариса Александрова, формировалась в Челябинске: танцевала у Владимира и Ольги Пона, возглавляла свой коллектив "Кислотный дождь". Сейчас она работает в Театре-студии педагогом и танцует. С идеей "ОбщеЖитие" пришла к директору Игорю Шегаю, тот решил рискнуть. И не ошибся, потому что получилась очень свежая, искренняя, заводная вещь, главное достоинство которой в блестящем составе.
         Надо же фиксировать не только проблемы, но и радости в сфере современного танца: в Москве сегодня есть из кого выбирать, танцовщиков высокого уровня немало и многих из них мы видим в "ОбщеЖитии". Ульяна Бачерникова, Анна Алексеева, Екатерина Недосейкина (Анна и Екатерина - педагоги Театра-студии), бывший бальник, танцор Denis Borodizky Dance Company Егор Маслов, тихая звезда отечественного contemporary, о которой знают еще немногие, очень набравший за последнее время в технике Константин Лещенко, танцующий драматический актер, умница и душа компаний. Им почти ничего не надо играть в "ОбщеЖитии" - резвиться на лужайке, бросать пригоршнями в довольный зал свои молодость и талант, импровизировать, кокетничать, влюбляться, ссориться и мириться. Спектакль начинается сильной танцевальной сценой с массой поддержек - и девушки, и юноши летают по сцене из рук в руки. Это было бы чрезмерно, если бы не было так красиво и лихо. Танец неожиданно обрывается и начинается драматизация: одного мальчика по законам общежития начинают гнобить, зло подшучивать (гибкий акробатичный Юрий Чулков). Красивый и полуголый, он лежит на панцирной сетке казенной кровати, в проемы спинки кровати за ним сочувственно наблюдает тихий ангел - в спектакле заняты дети Театра-студии (на сцене София Дубянская, Матвей Дубянский, Анна Комисарова, Надежда Сидорова).  Многие детские сцены, идущие параллельно взрослому сюжету, не впрямую, но удачно коррелируются: когда взрослые борются друг за друга, малыши тоже ловят друг друга в большой сачок. Но присутствие детского ангела при тихих слезах униженного студента ни во что не выливается: ну если ангел не подглядывает, а жалеет, пусть хоть по голове погладит, а так, все-таки непонятно...
          Красное платье - метафора счастья и женской привлекательности перетекает с девушки на девушку - тягучий трикотаж волшебной художественно-танцевальной импровизацией окрашивает то одну, то другую танцовщицу. Некоторое очарование спектаклями Пины Бауш сказывается в двух моментах: в этом подчеркнуто женственном платье, которое, конечно, не запатентовано принцессой немецкого выразительного танца Бауш, но связано с ее театром устойчивыми ассоциациями, в минимуме собственно танца и максимуме драматической игры, требующей от постановщика большого личностного багажа. Как приходит в сочинение непохожесть, значимость, совершенство, зрелость? Воспользуемся словами Шнитке, сказанными им о сущности композиторского творчества: "Я просто полагаю, что значительность произведения зависит от значительности личности автора, а не от его умозаключений и сознательных стремлений".
         Ведь, имея в распоряжении таких феерических танцовщиков (о каждом из них мы можем это утверждать по их прежним работам), можно и нужно  дать им больше хореографического текста, которым часто ничуть не беднее драматической игры можно выразить ключевые для "ОбщеЖития" понятия: единство, искренность, терпение, измена, жизнь, естественность, щедрость, беззаботность, одиночество. Тайная вечеря на студенческой кухоньке с преломлением буханки на пятерых очень хороша, горькое обжорство остатками этой буханки отвергнутой девушки блестяще исполнено Екатериной Недосейкиной. А вот бесконечный поиск личного счастья передан сменой партнеров в вялом и неуверенном парном танце-перетоптывании с одним или одной лишней - слишком лобово и танцевально невыразительно. Огненно-рыжая Лика Шевченко, звезда "Весны священной" Режиса Обадиа, балетмейстер разнообразных "Звезд на льду",  может сворачивать горы и передавать тайные мысли своим хрупким телом, а вынуждена тихо топтаться в ногах Константина Лещенко? Обидный минимализм.
         Но Екатерина Кислова, как настоящий молодой экспериментатор, не стесняется быть сильной и слабой одновременно. Сила спектакля - в брызжущей  в зал шалой молодости исполнителей, которую она, кажется, намеренно культивировала на репетициях. Это в хорошем смысле слова резонансный спектакль, вызывающий положительный отклик на уровне не анализа, но гештальта, ощущений.  И зритель, возможно, впервые оказавшийся на спектакле современного танца, оценит этот плюс по достоинству: веселая сила, живой смех и слаженная команда единомышленников - редкие гости московской танцевальной сцены, которых надо просить остаться. The end.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

18.04.2008 г.
Автор выпуска: Екатерина Васенина
Голос танца, танец голоса ...
В Авиньоне прошел фестиваль русской культуры "Четыре элемента"
специально для www.dance-net.ru

         Про старинный французский Авиньон обычно вспоминают летом, в июле, когда там проходит международный театральный фестиваль, крупнейший в континентальной Европе. Его учредитель, реформатор французского театра Жан Вилар в целях децентрализации театрального искусства в 1946 году начал здесь показывать спектакли. Мощная энергия созидания послевоенного времени с благодарностью хлынула в русло новых возможностей. Сегодня в Авиньоне помимо одного из старейших университетов Европы находится один из лучших театральных архивов мира, консерватория танца и множество театральных учебных заведений - и потому Авиньон круглый год полон студентов.
         Вот уже в третий раз весной в Авиньоне прошел фестиваль русской культуры "Четыре элемента". Фестивали русской культуры в престижных уголках Европы в курортное время года - частое явление. В них есть безусловная польза и туристам, и местным жителям - как правило, это все-таки не массовое бедствие, каким оборачивается большой фестиваль, а адресная инъекция искусства.
         "Музыка, кино, театр, традиция" - емко определяет свое кредо фестиваль "Четыре элемента", выбравший совсем не курортное для Прованса время - март, сезон мистраля, тем самым сфокусировав зрительскую аудиторию на французах. На спектакли пришли мэр Авиньона и консул из Марселя. Здесь не было военного ансамбля имени Александрова, как на фестивале русской культуры в Канне, и не показывали нарочито экспортных, ярмарочных образцов русской культуры - в этом "Четыре элемента" эстетически пересекаются с фестивалем русской культуры в Ницце. "Четыре элемента", организованные продюсерским центром Анжелы Голубевой и ассоциацией "Прованс-Россия" Татьяны Гаврилюк, выбирают для показа в Авиньоне корневую русскую культуру, главными представителями которой в этом году были солистка театра-студии "Человек" Людмила Глухова, фолк-ансамбль "Русская музыка" под руководством Екатерины Дороховой и, как ни парадоксально, Театр-студия современной хореографии под руководством Ирины Афониной.
         Когда мы смотрим на "дерево" культуры, не видим "корней", они спрятаны, но без них ничего не растет. "Спрятанность" этих коллективов на культурной карте России объяснима: совершенствование профессии, освоение фольклорного материала и искусства танца требует времени, и Глухова (лауреат "Золотой маски" тем временем), и "Русская музыка", и коллектив Афониной стратегически выбирают профессионализацию, а не саморекламу. Аутентичность и актуальность - киты подлинного фольклора и современного танца - наконец встретились на одной сцене.
         Ансамбль "Русская музыка" образован в 1995 году участниками трёх московских фольклорных групп: "Народный праздник", "Казачий круг", "Карусель". Его руководитель Екатерина Дорохова, член европейского этномузыкологического семинара, научный консультант фольклорной комиссии Союза композиторов, поставила целью коллектива изменение стереотипов восприятия этнической музыки как сферы чисто развлекательной, призванной обслуживать массовые праздники и гулянья. В репертуар "Русской музыки" входят шедевры русского традиционного музыкального искусства, сложнейшие образцы народной полифонии. Одним из основных условий своей деятельности участники ансамбля - Юлия Бовина, Александр Переслегин, Владимир Иванов, Татьяна Зименкова, Владимир Алексеев считают безупречный уровень исполнительского мастерства, владение различными вокальными техниками, а также приёмами игры на старинных народных инструментах. Коллектив выступает в подлинной старинной праздничной одежде крестьян Южной России и различных групп русского казачества.
         Конечно, такой коллектив произвел сногсшибательное впечатление на французов, добравшихся в пригородный концертный зал посреди рабочей недели - авиньонцы были вознаграждены. Спектакль "Поэма о России" в режиссуре Игоря Григурко, умно и тактично попытавшегося, но, не объявшего необъятное, был скреплен и просветлен участием в нем "Русской музыки", исполнившей древние обрядовые песни, традиционные песни 18-го и 19-го веков, популярные песни 20-го века - а также поддержан солистками афонинской танцстудии с удачными обрядовыми этюдами.
         Чувства тревоги и боли за родину, личный сантимент с помощью песни и танца были пережиты в этических категориях. Патриотизм плохо выражается в словах, песенное искусство и движение подходят много больше. Сдержанность, ясно читаемый энергетичный жест, внутренняя наполненность, отсутствие суеты - все это читалось.
         Спектакль Театра-студии современной хореографии "Путешествие против ветра" в хореографии Ларисы Александровой, участник и лауреат многих фестивалей, показывался в Москве. Истории любви (балетмейстер женщина, другого не жди) рассказаны в притчевой форме. Любовь - это девочка, которой то и дело пора покупать новые туфельки. Вот она хорошенькая куколка, а вот уже гадкий утенок-подросток, а вот сногсшибательная Лолита. Это игра в резиночки на пальцах на троих, где третья всегда лишняя - резинки нижутся только тет-а-тет, и лишняя девчонка ревет в углу, пыхтя от неловких и страстных поддержек-полетов, только что пережитых. Но и это счастье, потому что бывает и затяжное ожидание любви, которая с бешеной скоростью все время пролетает мимо в поезде-экспрессе, везя кому-то другому счастье и страдание. Истории станцованы в уральской манере энергичного, метафоричного контемпорари - пока еще сказываются челябинские корни профессии в руках Александровой. Сегодня балетмейстер работает в "Камерном балете "Москва" и ставит "Свадебку" - каждый русский балетмейстер считает своим долгом поставить что-то на музыку Стравинского и в этом есть смысл - танцевальный модерн немыслим без осознания корней модерна музыкального.
         Современным танцем французов не удивишь, но французские зрители отзывались о "Путешествии..." очень положительно, как об удивительном, ни на что не похожем зрелище. Французам оказалась близка чувственность "Путешествия", его томность и растерянность, честность признания "Да, я люблю". Движения рук и ног здесь передают стремление душ. Нет ничего труднее, чем соблюдать чувство меры в момент страсти, и такой талант именно французы способны оценить. Работы Ксении Ильиной, Екатерины Недосейкиной, Николая Подошвы отмечали особенно. И спектакль получил Гран-при фестиваля - решение было справедливым.
         Осенью прошлого года фестиваль "Четыре элемента" проходил на сцене Центра имени Мейерхольда параллельно с фестивалем NET, в программе участвовали пять коллективов современного танца  Театр-студия современной хореографии Ирины Афониной, Кэннон-данс, барнаульский театр танца "Вереск", театр-студия "Человек", танцкомпания Дениса Бородицкого. Поскольку именно из фольклора современный танец способен черпать настоящую энергию (лучшие спектакли Геннадия Абрамова, Евгения Панфилова, Ольги Бавдилович, Татьяны Багановой, Ольги Пона косвенно, но во многом базируются на народной культуре), есть надежда, что в программе следующих "Четырех элементов" можно будет увидеть танцевальные спектакли. The end.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Анна Чернецова, Ольга Шкарпеткина
Версия журнала "БАЛЕТ" для детей
"СТУДИЯ АНТРЕ",
№ 2 ( 37 ) 2008, стр. 28-29.
Посторонним вход разрешен!

         Уже в третий раз в Москве проходит Независимый фестиваль школ современного танца (проект moderndance.ru), о котором "Студия Антре" подробно рассказывала на страницах журнала (прошлые акции состоялись в 2004 и 2005 годах).
         То, что это третий фестиваль, говорит, конечно, о том, что он только-только начал свою деятельность, но и о том, что начинание это хорошее и уже видны его результаты. Десять детских коллективов современного танца представили лучшие свои постановки.
         А серезное дело заслуживает серьезного подхода. И оценки. И поэтому мы предлагаем наш обзор разбить на две части - на адресованную собственно нашим юным читателям и на обращение ко взрослым - педагогам и родителям, - которым ведь тоже интересно узнать подробно о фестивале!
         Детям!
(Взрослым читать строго запрещено!!!)
         Какие ребята, вы, молодцы, что принимаете участие в таких фестивалях! Потому что ваша энергия и отдача заражают зрителей, пришедших на концерт, и дарят самое настоящее хорошее настроение!
         В исполнении Мастерской современного танца (художественный руководитель Елена Коннова, г. Москва) мы увидели несколько номеров, среди которых - забавный, трогательный и очень оригинальный номер "Мыльные пузырики". Подобно стайке прозрачных, искрящихся на солнце веселых пузыриков, вырвавшихся из мыльной пены на волю, свободно чувствуют себя на сцене маленькие артисты. В уютный мир детства погружает очаровательная композиция "Мы обе - феи" (хореография Екатерины Недосейкиной) в исполнении учениц младшей группы Театра-студии современной хореографии. Ах, каждой девочке хочется быть красивой, тем более, если это - маленькая фея! Творя свои незамысловатые чудеса, эти две кокетки словно между делом не забывают не спеша наряжать себя и прихорашивать, осыпая друг дружку волшебными блестками!
         В ярких красках и с большим энтузиазмом Ансамбль детской современной хореографии "Чудесники" из г. Санкт-Петербурга исполнил хореографическую композицию "Яблочный сленг". Этот чудный номер заразил своим ритмом весь зрительный зал. Так и хотелось вскочить с места и вместе с участниками побегать, попрыгать да поймать катящееся сладкое зеленое яблочко!..
         А вот собрались в "Поход", организованный балетмейстером Екатериной Кисловой, серьезные путешественники из Театра-студии современной хореографии. Рюкзак за плечи - и вперед! Ой, вот только рюкзак-то один на всю экспедицию! Придется вопрос решать на месте… Но не всегда в таких столкновениях побеждает дружба - не очень-то любезно встречают другую героиню Екатерины Кисловой ее товарки в номере "Еще одна птица…", напоминающем историю Гадкого утенка.
         А вот хореограф Ирина Афонина рассказала языком танца другую сказку. Какую? Старую, да на новый лад, назвав ее "Игра для детей младшего возраста". В мирном домике козлят появляется… Правильно, серый волк! Разумеется, голодный и злой. Съесть бы ему всех пушистых малышей, да только останавливает его… восхищение перед самой младшей козочкой-балериной! Очарованный и покоренный ею, волк подружился с козлятками, и шумной ватагой они уходят… куда? Быть может, сочинять свой балет?
         Взрослым!
(Детям читать строго разрешено!)
         Фестиваль школ современного танца - начинание, которое наглядно демонстрирует: детский модерн активно развивается и вполне заслуживает свое право на существование как отдельный самостоятельный жанр. Причем все особенности, присущие этому виду танца у взрослых, превращаются в прямо противоположные у детей. Если строить детскую хореографию по принципу взрослой - то вот тут-то провал и обеспечен: темы "взрослости", заумности, философских страданий и размышлений, трагической любви диссонируют как с детской пластикой, так и с внутренней органикой.
         Оригинальная идея и продуманная фабула - всегда залог успеха. А если к этому примешать еще капельку юмора и неожиданности - номер приобретает законченность, красоту и становится незабываемым наслаждением для зрителя. Таковы "Игра для детей младшего возраста" (хореография Ирины Афониной), "Яблочный сленг" (постановка Татьяны Тарабановой), "Весна" Екатерины Кисловой...
         Среди хореографов - настоящие профессионалы: Николай Огрызков, Лариса Александрова, Ирина Афонина, Валерия Милто… И несмотря на то, что, разумеется, многие коллективы имеют статус непрофессиональных школ, уровень их подготовки также очень высок. Однако со следующего года организаторы фестиваля решили ввести  форму предварительного отбора участников. Детский Фестиваль школ современного танца не распределяет призовые места - это не конкурс, но здесь должны быть лучшие из лучших для того, чтобы иметь возможность развиваться дальше.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

16.01.2008 г.
Автор выпуска: Екатерина Васенина
Экзамен перед новым годом
В театре Луны прошел фестиваль школ современного танца
специально для www.dance-net.ru

         14 декабря на сцене театра Луны состоялся третий Независимый фестиваль школ современного танца, который, как всегда, провел Театр-студия современной хореографии, возникшая 15 лет назад. Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что руководители театра-студии Ирина Афонина и Игорь Шегай сумели поднять детскую современную хореографию на серьезный профессиональный уровень, так что на будущее отечественного танца можно смотреть если не с оптимизмом, то с твердой надеждой на то, что рано или поздно молодые профессионалы вырастут в серьезных мастеров.
         Фестиваль, включавший 28 танцевальных номеров, уместился в один вечер. Правда, работы театра-студии, главное достоинство которых знание и деликатное использование возможностей маленьких танцовщиков, оказались на порядок выше работ гостей. Миниатюра "Весна" в постановке
Екатерины Кисловой - брызжущий свежестью женский танец. Подростковый задор и угловатость подчеркнула китайская народная музыка в современной обработке. "Игра для детей младшего возраста" в постановке Ирины Афониной - добродушная пантомима в духе "волк и семеро козлят", в которой сама хореограф исполнила роль "волка", а участники младших групп школы - роли "козлят". Волк третировал козлят, не удовольствуясь предсказуемыми танцульками, до тех пор пока не появлялась маленькая девочка, - и все, он пропал, он очарован. Мягкие, теплые движения волка-Афониной, в которых не было ни тени сюсюканья, создали нужную атмосферу лукавства и озорства. Естественность пребывания на сцене самых маленьких учеников школы Афониной (им около 5-ти лет) показали и малыши в миниатюре "Поход" (хореография Екатерины Кисловой, музыка Soundrama), где мальчишки, может, и сделали два всего поворотика, но зато выполнили их четко и со знанием законов танца модерн.
         Петербургский ансамбль детской современной хореографии "Чудесники" под руководством Татьяны Тарабановой показал себя как крепкий районный коллектив эстрадного танца, не чурающихся элементов модерна, и использующих их наряду с хип-хопом, бальными танцами и гимнастикой.
         Театр-школа современного танца "Вортэкс" показал слабую по драматургии миниатюру "Детские сны" в постановке хорошей танцовщицы и автора умных текстов о современной хореографии Александры Мишуковой. За детей в шелковых пижамах жутких расцветок было неловко: зачем их упаковали в рамки невыносимого штампа невкусного сляпанного "праздника непослушания"? Взрослые миниатюры "Вортэкса" в постановке Валентины Шульги продемонстрировали старательное копирование пластического кода самой Вали Шульги, танцовщицы виртуозной точной, выразительной. Однако копии, редко передают шарм и неповторимость оригинала - номера "Танцующие с облаками" и "Стихия движения" (любопытная сложносочинениями тающих в воздухе линий рук) в очередной раз это подтвердили.
         Детская хореографическая школа Щелковского муниципального района Любови Цукановой и Вадима Гиглаури показала две миниатюры - "В пространстве мотылька" и "Мелодия непрерывности". На мой взгляд, эти работы важны в первую очередь принимающим в них участие танцовщикам, на наших глазах в процессе танца пробивающихся к иной, отличной от бытовой, системе координат понимания мира и движения. Так что даже если в будущем нынешние ученики школы, даже если не будут танцевать, то в их тела все равно войдет вкус к развивающему ум движению.
         Мастерская современной хореографии Елены Конновой представила удачный детский номер "Мыльные пузырики", конгениальный возрасту и возможностям маленьких танцовщиков. А вот номера со взрослыми девушками были грустны в своей пыльной манерности.
         Детский театр современной хореографии Школы искусств показал "Кошки" и "Кантилену" в постановке Александра Абриталина. Дети, которых заставляют быть взрослыми, рядиться во взрослые ужимки, вызывают ощущения несчастья. В "Кошках" это были жеманные дети-взрослые, в "Кантилене" дети, засушенные "высоким штилем". Верным и точным, равным поставленной задаче оказался сольный номер Fleur-de-Lis танцевальной студии "Лайт" в постановке Аси Белой.
         Отделение современной хореографии Первой школы мюзикла продемонстрировал крепкое владение ремеслом: их номер "Взаимоотношения" украсил во многом школьную программу уверенностью почерка, размашистым владением эффектными приемами джаза. Новая работа Ларисы Александровой "Комплекс Антигоны" на двух танцовщиц (Театр-студия современной хореографии) еще раз доказал приверженность хореографа к метафорически-сюжетной хореографии: глядя на дуэт маленькой и высокой балерин в стильных обтрепанных пачках от Максима Обрезкова, совсем не трудно сочинить историю отношений барышень в красках и лицах.
         Под занавес дали главное блюдо: фрагменты хореографической сюиты Николая Огрызкова "Рецепт для взрослых", в которой Огрызков снова показал, что ему нет равных в соединении джазового и народного танца, где трюк придуман не ради трюка, а встроен в канву хореографического текста как сложный искристый узор на полотенце.
         Усилия Театра-студии современной хореографии не пропадут даром. Уже сейчас у обоих коллективов, детского и взрослого, очень хорошая репутация, а Фестиваль, как урок профессиональной солидарности, из года в год преподаваемые Ириной Афониной и Игорем Шегаем да будут восприняты танцевальной Москвой. The end.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------




©2003 Театр-студия современной хореографии.
Все права защищены.
Использование материалов разрешено только
с указанием активной ссылки на источник.
Design by Elman
.

Наши телефоны:
(495) 674-21-66
(495) 790-61-51
E-mail: info@moderndance.ru

Театр-студия современной хореографии Кликните здесь чтобы внести этот сайт в Избранное